ad lingua

14 марта. Национальный Музей Тараса Шевченко

Неожиданности лучшее, что есть на свете, в них, собственно, свет и происходит.
Что касается меня, то идя на встречу с Олжасом Сулейменовым, к слову – узнал о ней совершенно случайно, совершенно не предполагал, что этот вечер серьезно изменит мое мировоззрение.
Во всяком случае, этот термин навсегда покинул мой лексикон.
Welt ist das Wort – Мир это Слово, и никак иначе.

Пока мы не долго ожидали Олжаса Омаровича, было время оглядеться.
В холле Музея Шевченко собралось чуть более ста слушателей и осмотревшись, напрашивался любопытный вывод: - среди собравшихся не наблюдалось ни одного «общего» лица.
Имеем в виду скучающую публику, которая обыкновенно приходит на подобные мероприятия скорее по велению статуса, нежели ума.
Уверен, большинство также узнали о событии неожиданно и из источников, находящихся за гранью пресловутого повседневного здравого смысла.
Вывод – банальней, чем iPhone в руках парковщика – случай всегда выбирает своих...
Хотя если подумать, весь Гомер об этом.
И в Илиаде, и в Одиссее, да и во всей древнегреческая драме о том же. Правда креативные греки почитали сакральное понятие Рок, но и времена тогда были эпические, звучные. Равно как и их жизнь, полная авантюр и приключений.
Немного забегая вперед:
- Совершенно по-другому стану ощущать связь между буквой и звуком, который она передает и словом, которое при этом образуется и, вероятно изменится сам вкус слов.
Без привязки к конкретной лексике. Печатный лист, рукопись, экран планшета, глиняная табличка и прочее - мир знака и речи переживает вторичное рождение и последующий генезис.

Наконец наше нетерпеливое ожидание закончилось, мэтр приехал и лекция(?) началась.
Что можно сказать? – во-первых это был джаз.
All that Jazz.
Допуск соприкосновения шумерского пра-языка и тюркских наречий, дарование миру кириллицы в реторте с греческим алфавитом, именно по характеру как фонетики, так и смыслообразования наших языков. Здесь не проводятся разделительные линии между славянскими и тюркскими языковыми группами, вот единения хоть отбавляй.
Эмоция рождает звук, для мысли уже необходимо слово и все это не может быть не обусловлено планетарным местом, ландшафтом и соответственно живущим там народом.
Я догадываюсь - древние пели. Потребность в раздельной речи возникла несколько позже.

Мысли возникли на первых минутах выступления Олжаса Сулейменова и это только начало.
Странные люди шагают по эпохам впечатываясь в них как ладони в глину и изумленные потомки в хрониках и диссертациях тратят порой жизни на этот невероятный, с бесчисленными гранями, узор.
Выдох… Продолжаем.

Термин «протоистория», равного не слышал.
Моментальный переход к бронзовым мечам, глиняным светильникам и катит Евфрат воды благословенные. Впрочем, что еще можно было ожидать от автора, написавшего «Глиняную книгу»?
Многое из сказанного идет ровно в контраверсе к академической схоластике аки айсберг на Титаник, но мозг не возражает.
Изначальное соприкосновение шумерской и тюркских цивилизаций, почему нет даже на вербально-сакральном уровне? От первых увлечений шумерами осталось в памяти словечко ваштараш – погоняющий облака. Не таким уж шумером нужно быть, чтобы ощутить и увидеть просто по звуку это действо. И далее, имена богов – Эа, Энлиль, вечно живущий Утнапиштим.
А бог-убийца Кункунуци, он же Улликумми? Ассоциации моментальные, исходники того языка, на котором говорим мы все, хоть в Семиречье, хоть в Причерноморье.
Здесь же и те ключевые моменты кириллицы, о которых сказал Олжас Омарович, к вопросу о переходе на латиницу. Звуки и соответствующие им знаки Й,Ч,Щ, Т. е. мягкие согласные свойственны только нашим языковым группам и естественно их отображает только дар Кирилла и Мефодия.
Согласимся, визуальное прочтение звука — значит немало, особенно в литературном тексте.
А всевозможные CH, KH и TSC в словах циклоп и Циолковский пусть пребывают в иных областях разумной деятельности.
Все сказанное, латиницу, безусловно, не отвергает.

Вернемся к человечеству. Идея первого толчка цивилизации в области Семиречья, Алма-Аты, как векового культурного центра интуитивно близка и понятна. Возможно, Африка и колыбель человечества, но представить как первобытные скотоводы бредут от Калахари до Евфрата, чтобы именно там создать первый в знаемой истории социально-культурный проект – Шумеро-Аккадское царство представляется с трудом. Мотив как-то невнятен, от жары они спасались или другие весомые причины нашлись?
А если вспомнить исторически достоверные периоды, то кажется, все великие волны людского цунами проходили по вполне другим параллелям – от предгорий Тянь-Шаня до Рима на заре нашего летоисчисления и от Норвегии туманной до марева песчаного Марокко несколько столетий позднее.
Фрагменты памяти,.. Зеркальные отблески…
В той части выступления Олжаса Сулейменова, что касалась общечеловеческой истории, путешествие было бесконечным, успевай пейзажи замечать. Малая Азия и Рим, Великая Булгария, дунгары и Хазарский каганат и не мгновенья без живого интереса.
И разумеется об Аль-Фараби.
Да и как не сказать о земляке, вернувшего темной (на тот период истории) Европе ее же античную философию?
Ренессанс безусловно прекрасен. Чуму и инквизицию в расчет не берем. Тем не менее, уместным было бы вспомнить, что за нашим гуманитарным, философским и многая прочая, расцветом, стоит мавританская Кордоба, философские школы Дамаска и ласково - лукаво улыбается седобородый старец из Отрара, вернувший в мир живых было почивших Платона и Аристотеля.

Об «Аз и Я», книга, о которой не могли не вспомнить на этом вечере.
Что говорил автор, увы, не помню, Википедия в помощь:
«Я впервые заявил, что „Слово о полку Игореве“ было написано для двуязычного читателя двуязычным автором. Допустим, русским, который владел и тюркскими языками. Значит, на Руси тогда существовал билингвизм. Я попытался это доказать, опираясь на данные многих древнерусских источников. В советской исторической науке считалось, что в русский язык за время половецкого и татаро-монгольского нашествия попало всего несколько тюркских слов, таких как аркан или кумыс. Я же говорил о НЕВИДИМЫХ тюркизмах, которые всегда считались русскими. Вот это и потрясло академиков. Я, как ни странно, оказался первым двуязычным читателем „Слова о полку Игореве“
И мне любопытно, а как могло НЕ БЫТЬ двуязычия на тогдашней Руси?..
Вспомним лермонтовского Максим Максимыча. Достойный капитан, прослуживший на Кавказе без малого два десятка лет, владел двумя – тремя горскими наречиями. Необходимость, без которой и не дослужил бы, вероятно.
Толстовских «Казаков» туда же...
Модные чеченские словечки в повседневной речи и двуязычие как норма. Ландшафт воспитывает характер, образ жизни рисует физический портрет, а далее образование завершает человеческое со-общение и со-бытие.

Теперь вот Русь наша, Киевская.
С печенегами мы свели близкое знакомство в году 875 от Р.Х., раззнакомились в 1036. Двести лет, значит, разнообразной дружбы и общения. А с 1055 года -новый круг. Скажем так, диалога – половцы-кипчаки. Итого более трех сотен лет непрерывного действа между народами, взаимного участия в жизни друг друга (опускаем монголо-татарский период), при таких исходных двуязычиях наших предков самая естественная вещь, как и взаимное влияние и слияние повседневной и писанной речи.
Вполне допускаю, что и моя интеллигентная речь наполовину половецкая по изначальному генезису языка. Если еще родословная восходит к печенегам – то просто счастлив и горд.
Не академически, разумеется.

Заключительная часть встречи касалась общественно-политической деятельности Олжаса Сулейменова. И понимания того, как далеки новости от реальности, а совершившаяся история от документального кино и канала Discovery. Летопись канувшего мира вживую – когда еще так повезет?
Отдельной темой - создание антиядерного движения «Невада — Семипалатинск» и последовавший запрет испытаний, и закрытие полигона в Семипалатинске. Поэт и его соратники (4 миллиона поддержавших запрет на ядерные испытания) выступили против государства, и государство (а затем и государства) присоединились.
Не при каждой демократии такое провернешь.

Я далек от того, чтобы включать фанфары и волынку, но почему бы не протянуть тонкую красную нить от Отрара IX до Алма-Аты ХХ? Странное место эта часть великой Центральной Азии, точка генезиса, как не посмотри.
Salve vitae!

Артур Новиков                                        04.04.2018