Эскиз, палитра, государство

II
Aut inveniam viam, aut faciam.
Или найди дорогу, или проложи её сам
Римская мудрость

Позволим себе такой изящный термин, как темпоральная адаптация(к восхищению Цицерона - O tempora! O mores!). Разумея под ним способность нации или страны к системному принятию и успешной адаптации к поли-векторным изменениям внешнего мира.
Последние как известно, но редко помнится, всегда неожиданны как по характеру, так и по объему и месту возникновения.
Пример: кризис с беженцами, масштабы и характер которого еще 3 — 4 года назад рассматривали бы исключительно в жанре фэнтази на литвечерах в городе Брюсселе. Они также непредсказуемы в последействии, о чем говорит возникновение заборов в фактическом смысле внутри Еврозоны и, самое яркое безусловно — Brexit!
Казалось бы азбучная необходимость, но статический взгляд на мир рождаемый неизбывной тягой к привычному и желательно возрастающему комфорту, как и упорное желание рассматривать происходящее в рамках предписанного, многим структурам разных уровней не позволило увидеть проблему, пока проблема не увидела их в упор.
Но что позволительно и прощаемо обывателю, на уровне государственных мужей и институтов управления страной является...
является когда досрочными выборами со сменой кабинета, когда референдумами, а когда и довольно внезапной заменой властной вертикали.
Следовательно, темпоральная адаптация в социальном смысле как для гражданина, так и для страны есть ничто иное как непрерывное, неразрывное и разумное существование живого организма в процессе жизни, vitae in vitas, живое — в живом.

Справедливости ради заметим, на мировой карте присутствует немалое количество раскрашенных областей, которых с понятием «государство» объединяет только первая буква в написании термина. Допустимо ли в строго каноническом смысле полагать государством, ну скажем Что?сово, границы которому предоставил Евросоюз, конституцию — вероятно ЮНЕСКО, а бюджет когда МВФ, когда ЕБРР по текущему на данный момент разногласию. Впрочем, подобные образования не являются предметом данного материала, перейдем к главному.

16 мая 2016 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась фотовыставка, посвященная деятельности Ассамблеи Народа Казахстана. Мероприятие было организованно Постоянным представительством Казахстана при содействии Секретариата АНК, тема фотовыставки - «Ассамблея народа Казахстана: казахстанская модель общественного согласия и национального единства».
Выставка представила возможность увидеть фотохронику становления уникального общественного института, его развитие и деятельность в течение 20 лет, как пример реального сотрудничества представителей всех этносов и конфессий, проживающих в Казахстане.

За добрых 70 лет существования ООН это пожалуй первая презентация государственного института отдельно взятой страны, которой, отметим, в этом году исполняется 25 лет как суверенному участнику цивилизационного процесса в современном нам мире. Пронесший в себе все признаки эпохального коллапса ХХ век, подарил нашему глобусу достойное количество новоявленных государств но, именно казахстанская институция была выбрана для самых престижных на сегодня мировых смотрин.
Итак, о причинах и следствиях.
***
Первым постулатом примем то, что у Казахстана получилось создать свою собственную национальную идею. Создать, поскольку найти таковую в сфере абстрактно-познанных идиллий невозможно, а обретение в неких исконно-сущих эмпиреях, можно представить разве как плод немалой фантазии придворных славословов.
Одним из объективных исторических моментов, с забавным постоянством чередуемый во всемирных летописях в том, что если национальную идею выражает один человек, она обыкновенно приобретает выразительность, не теряя общенациональной привлекательности. Примеры, а как без них, от Абд аль-Кадира и Джона Кеннеди, до Карла Густава Маннергейма и аятоллы Хомейни.

Заслуженно забытый средой современных нам мастеров текущей демократии, барон де Монтескьё сказал удивительно точно: «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.»
Согласимся, как удивительно не-прогрессивно сказано!
Кто ныне рассматривает такую архаичную категорию как «душевное спокойствие граждан» с точки зрения высших канонов унифицированных не нами, но применимых по замыслу невидимых творцов везде, универсальных демо-принципов?
Но универсальность — не ключ к частному, не так ли? Не без исключений, как и все на планете.
В недавно опубликованном Манифесте «Мир. XXI Век» президента Казахстана Нурсултана Назарбаева настоящим образом совмещены как частная(?) забота о гражданском спокойствии гражданина, так и универсальный подход к имманентному мироустройству.
Мир без войны - это, прежде всего справедливая парадигма глобальной конкуренции в сфере международных финансов, торговли и развития. На 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Казахстан выдвинул инициативу разработки Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Этот План - устранение корневых причин войн и конфликтов. Важно выстроить новую тенденцию развития на основе равного и справедливого доступа всех наций к инфраструктуре, ресурсам и рынкам.

Как соотносится сказанное с национальной идеей Казахстана?
Многие сочтут спорным, но Манифест «Мир. XXI Век» прежде всего направлен гражданам республики, являясь таким образом документом гражданской консолидации общества. Все довольно просто. Что связывает каждого жителя с его страной, помимо налогов, климатического пояса и цвета обложки паспорта? Возможно нам поможет термин интенциональность (от лат. intentio — намерение)— философское понятие, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.
Интенциональность, в данном случае гражданская, представляется как внутренняя со-осознанность себя со со страной, без привнесения негативного компонента. Желалось бы уйти от навязчивых повторений, но примера точнее US Innerland(внутренняя земля) попросту нет. Внутри ли страны, за ее границами особенно, произвольный джентльмен слабо владеющий английским и родной язык которого то ли пушту, то ли хинди, с гордостью заявляет — I'm American! И причина здесь не в уровне благосостояния, доминирует «страна равных возможностей», она же American Dream и соотнесение себя с единственной супердержавой.
Для гражданина РК Манифест «Мир. XXI Век» говорит о роли его страны в мире, страны, которая берет на себя ответственность не только за свое будущее. То, что «в международных отношениях усилились риски конфликтности. География боевых столкновений затронула исторические театры военных действий двух предыдущих мировых войн - восток Европы, север Африки, Ближний Восток.»
- он ежедневно видит в новостях, и ситуацию -
«...миллионы людей всё больше волнуют такие вопросы. В каком направлении будет развиваться ситуация в мире? Не перерастут ли противоречия между ведущими державами в новое долгосрочное противоборство между ними? Какая из стран может оказаться следующей жертвой «прокси-войн», ведущихся глобальными и региональными державами?» - понимает вместе со своим президентом. И в этом со-понимании вероятно происходит движение к одному из идеалов Великой Французской революции, актуальном и сейчас: social concorde et unite nationale - социальная гармония и национальное единство.
***
Историчность вероятно такая особая и мало исследованная черта характера, которую природа отпускает только прирожденным государственникам. Не западая глубоко в бездны архаики, можно вспомнить таких национальных лидеров как Бисмарк Отто, предсказавший все ошибки и успехи немцев лет так на триста вперед. Остается только досадовать, что действующие канцлеры похоже редко читают труды своих предшествовавших коллег.
Чуть дальше по таймеру, вспомним например Петра Столыпина, обладавшего таким исключительным даром, как прагматическое про-виденье, свойство, разительно отличающее его от действующих политологов, полит-технологов и полит-астрологов современности.
Из мира политики перейдя в мир кинематографа, вспомним об Андрее Тарковском.
Ведь что такое фильм «Андрей Рублев» как не историческое ДНК России? Вся история этого государства происходила и происходит по рублевской канве.
От России к Франции и сразу росчерком кометы по ясной сини — Жанна д'Арк. Довольно трудно представить, какое количество различных стран было бы сейчас на территории 5-й Республики и какие сложности с ними бы испытывал Евросоюз, если бы не короткая история этой удивительной девушки с даром всенародного про-виденья в крови.
Прошлые герои и отзвучавшие события, но чтобы предоставить потомкам возможность говорить в прошлом времени о нас, может стоит прислушаться и к этим словам?
«В XXI веке надо сформировать географию устойчивого мира, последовательно искореняя войну как способ жизнедеятельности. В мире существует шесть зон, свободных от ядерного оружия. Они охватывают Антарктиду, практически все Южное полушарие, включая Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию. Самой «молодой» из них является Центрально-Азиатская безъядерная зона, созданная 10 лет назад в Семипалатинске пятью государствами региона.»
«...военным блокам надо противопоставить Глобальную Коалицию государств за мир, стабильность, доверие и безопасность под эгидой ООН. Всеобщей задачей ближайшего десятилетия должно стать прекращение войн и конфликтов в Афганистане, Ираке, Йемене, Ливии и Сирии, на востоке Украины и палестино - израильского противостояния»

***
Одним из потрясающих в прямом смысле слова терминов современности есть «восстановление исторической справедливости». Не определимая с точки зрения формальной логики и зачастую здравого смысла, но сущая в бурлящей ноосфере данность, чье воздействие при переходе из области «чистого разума»(безусловное почтение Эммануилу Канту за удачный термин) в плоскость практических чаяний народных, дает эффект вполне сопоставимый с тайфунами класса «Катрина» или токийскими землетрясениями образца любого невеселого года. Мы не будем брать примеры из довольно вспыльчивой к прошлому Европы и обратим наш взгляд на африканский континент, благо нас там не читают.
Так вот, в далекой и изобильной ЮАР принимается закон, обязывающий белых фермеров продавать свою землю коренному населению по фиксированной цене, без возможности торга и отказа от сделки. Этим народная власть оживляет процесс передачи угодий, которые были в свое время «украдены» у черных граждан страны белым меньшинством.
Мировое сообщество разумеется помалкивает, поскольку таким образом происходит законная колонизация бывших колонизаторов, стало быть все правомерно, справедливо и главное, исторически оправданно. Не особенно понятно, почему ровно сто лет назад общее возмущение вызывало аналогичное поведение большевиков.
То ли дело Ленина действительно живет и побеждает, следовательно пора всем миром come back to USSR, либо «справедливость» также подлежит прогрессу и трансформингу, как все на свете по текущему мейнстриму исходя. Примеры ближних не вразумляют, поскольку подобный закон, работающий уже несколько лет в соседнем Зимбабве, привел к массовому бегству из страны белых фермеров и продовольственному кризису.
Но разве последнее важно? - главное враг сейчас, результаты потом, для тех кто выживет разумеется. Далее, сельскохозяйственное производство в Зимбабве на этом фоне практически остановилось, страна оказалась на грани голода. Уровень ненависти к белым, однако, от этого только вырос...
Глупец проиграв всегда ненавидит свою ошибку, а не себя, в чем и заключена вещая сила глупости — в любой ситуации лелеять свою правоту и непогрешимость, пренебрегая порой банальным выживанием.
Отойдя от прочитанного, видимо поймем, что несомненными признаками государственного здоровья являются с одной стороны отсутствие патогена ВИС(восстановление исторической справедливости) с другой штамма ПВУ(психоза внешней угрозы), что довольно распространено сейчас не только в Африке.
Государства, о которых сейчас шла речь, в современном нам виде практически ровесники Казахстана также, как и многие страны Восточной Европы. Республика в этом году отмечает 25-летие своей независимости и несомненный успех граждан и президента Назарбаева в том, что достигнутый уровень государственного здоровья РК явный пример многим государствам — сверстникам.
Столь явные аллюзии к здравоохранению сочтем в настоящем случае допустимыми. Они нам еще пригодятся.
***
Казахстанский путь сам по себе один их самых нестандартных в наше довольно унифицированное время.
Но также стоит обратить внимание на Западное полушарие, а именно Латинскую Америку.
Не придавая сущностного значения навязанным штампам общественно-политического бытия, проведем параллели с такими странами как Бразилия, Венесуэла, Боливия и, попросту, без корректных улыбок — Кубой. Страны, чья индивидуальность вызывает восхищение с точки зрения иммунологии в области государственно-экономического организма и национально-образующего сознания.
Проще простого навешивать унифицированные ярлыки на политику и политиков этих стран, но это никоим образом не перечеркнет главного — абсолютно самодеятельную линию поведения как на международной арене, так и во внутриполитическом благоустройстве.
Пальма первенства по смыслу и пейзажу здесь конечно принадлежит Кубе.
60-ти летний прессинг со стороны доминанта мировой политики, из них более 20 лет практически один на один, закончились благочестивым фиаско. Первый визит президента США на Остров Свободы при всем тонком понимании мессиджа доброй воли и новорождаемого пан — американского единства сложно увидеть иначе.
Давление оказываемое изрядный период на Венесуэлу, вполне сопоставимо с юпитерианским в свободном переводе с политического на геодезический, результат нам известен. Уровень протеста на улицах Каракаса на несколько порядков жиже, чем в отведенным им же выпускам CNN, и страна все как-то не соберется изменить свой внутри- и внешне-политический курс с оригинального на предписанный.

Республика Казахстан находится в одном из самых сложных с геополитической точки зрения регионов мира.
Мощнейшие исторические, этнические, цивилизационные пласты тем ли иным образом присутствуют в каждой из стран и вероятно каждом жителе этой части света. Сама по себе Центральная Азия в определенном смысле Пангея по отношению ко всему современному этно-социальному и многая прочая глобусу. Добавив к последнему вектора влияния определяющих полюсов мировой политике на регион, позволим себе простое человеческое восхищение.
При таких исходных проводимая четверть века независимая национальная политика и выход не только на региональную авансцену, но и на мировую...
может быть просто стоит сказать о триумфе, господа?

ad finitum

Уникальность в синкретичности, что бы это значило?
Одним из самых успешных государственных проектов в истории континента Евразия была Византийская империя.
При всем увлечении и несознанном высокомерии «западного пути» развития цивилизации смеем заметить, что один из наиболее удачных проектов госстроя — USA в основном выдержан по византийским лекалам. Но не об этом, сферы сознания править абсурдно.
Византийская империя, и в том ненавязчивая ассоциация с РК, возникла на тектонике временного излома, равного которому на тот момент цивилизация не знала. Веками ухоженный миропорядок Pax Romana рассыпан в труху, понятию «устойчивое государство» предстоит родиться заново, а термин «международные отношения» в тогдашнем прононсе, оказался долговременно не у дел.
И тем не менее из этого вполне первичного хаоса Византия не только создалась, но просуществовала невероятно долгий по всем будущим меркам период, с 395 по 1453гг., став цивилизационным мостом между античностью и Новым временем.
Говорить о какой-то преобладающей национальной группе в стране составленной из фрагментов Италии, Египта, Малой Азии и Эгейского полуострова попросту не приходилось. Но внятно спланированная национальная политика(представьте, была и такая в те времена) и четкое построение госструктуры, создали наднациональную форму гражданства — ромеи, с двумя официальными языками — латынью и греческим.
При этом ни малейшей сегрегации по национальному или языковому признаку, государство разумеется не вело.
Зеркало для Казахстана во многих смыслах, не правда ли?
В наличии все исходные компоненты, как-то: слом устоявшегося миропорядка, распад довольно незыблемой империи и на территории будущего независимого Казахстана более ста этно-национальных групп из которых ни одна не является преобладающей.

Что же в итоге?
Мы видим одну из самых успешных стран пост-советского региона, демонстрирующую одно из редчайших качеств указанного пространства — стабильность. К приведенному здесь византийскому фрагменту добавим небольшую деталь — за всю свою историю у Византии не было ни одного(!) спокойного периода в благословенном на все времена понимании 70-х годов прошлого века.
Византия расширялась и отступала, внешние угрозы сменялись непрерывно, обладая одним только качеством — постоянством присутствия. Во внутри-государственной жизни также непрерывный калейдоскоп смены династий, партийных предпочтений и гражданских настроений. И при этом — поразительная устойчивость и гибкость самого государства.
Довольно сходно с тем, что наблюдается в нашей жизни(информационной) сейчас. Для характеристики текущего периода возможно стоит ввести новую терминологию, как-то ВНС (Внезапно Наступившее Событие) или элегантно на международном - SHE(Suddenly Happened Event)
И всю современную нам международную политику оценивать в SHE за некоторый фиксированный временной период. Сменив разумеется политологов всех стран, на группу математиков — специалистов по теории вероятностей, что представляется весьма рациональным.

Но... любой поток событий не отменяет целей, только вносит разнообразие в планы стоящие перед страной. Что и наблюдаем в Казахстане на тех же примерах Стратегии — 2050 или вышеприведенного Манифеста, цели ставятся, а задачи, что любопытно, решаются.
Восток есть Восток и видимо непременным залогом его успеха будет давняя как сама политика фраза:
Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.
Конфуций

Артур Новиков                                        25/06/2016