Меж Этной и Везувием

«Мировой организм есть неразрывное целое»
Цицерон


     Традиционный Пятый съезд лидеров мировых и традиционных религий, что пройдет в Астане в сентябре этого года, посвящен теме "Религия и устойчивое развитие". Достаточно сложно выбрать тематику столь же актуальную сейчас, приняв во внимание штормовое окончание прошлого года и взрывное, во всех оттенках слова, начало нового. Еще не так давно события в Сирии, да и всего арабского Востока, представлялись критической точкой напряженности современной политики, пока нежданная украинская премьера полностью не изменила весь глобальный репертуар.

     Украинский конфликт продемонстрировавший не только политическое, но этническое (неожиданно, не правда ли?) и конфессиональное размежевание, оказался удивительно нежданным в некогда совершенно миролюбивой и достаточно далекой от экстримов уличных баталий стране.
Привычное мнение, что нет ничего более свойственного украинскому менталитету, чем золотое правило Овидия - «Пусть воюют другие» потеряло какой-либо рациональный и экзистенциальный смысл. Прав оказался диамат со своим единством и борьбой противоположностей, и строго по азбуке Маркса киевские события подтвердили - нет ничего привычного, что не стало бы необычным, и все в мире диалектика, как она есть.
     Шагнувшее в реальность зазеркалье Украины побуждает взглянуть на вещи достаточно изначальные и по умолчанию казалось бы ясные всем. Возможно ли, чтобы конфессия не имела ничего общего с религией, религия с верой, а сама вера обретала свое естество в политическом конфликте отдельно взятого государства? Как стало возможным, что конфессиональные предпочтения стали одним из трендов политической борьбы в государстве, казалось бы напрочь лишенного какой-либо религиозной экзальтации в своей новейшей истории? Минуя расы, континенты, часовые пояса и климатические зоны, достаточно рядовая центрально-европейская страна внезапно становится неотличимой от, допустим, Центральноафриканской Республики. Что вызывает такие внезапные перемены в устоявшемся казалось бы мире, и о чем она, эта «новая реальность»?

     История, стекая сквозь эпохи постоянно дарит нам зеркальные отражения самой себя, и в веке с порядковым номером ХХІ, Украина явила себя Вандеей наизнанку, со всей страстностью и накалом великой французской смуты. Ассоциация с грандиозной эпохой Франции оправдана как никакая другая, в обоих случаях к коллизиям внутреннего противостояния примешалась изрядная внешняя доминанта. Да вот и сами баррикады, невиданные Киевом за всю его историю, удивительным образом были явлены на Крещатике во всей первозданной и завораживающей прелести революционного Парижа.
     Впервые, за всю краткую как апрельские тезисы историю СНГ, именно на Украине в городе, настолько же значимом в истории мировых религий как Иерусалим, Медина, Рим, Константинополь и Виттенберг, предстоятели различных конфессий приняли самое активное участие в противостоянии между властью и оппозицией. При этом часть из них не только включилась в конфликт, поддержав одну из сторон, но и предстала в определенном смысле его духовной и нравственной опорой. Постоянные совместные молебны со сцены Майдана стали привычным эпизодом ежедневной хроники событий, как и не менее ярким кадром промелькнуло молитвенное стояние монахов Киево - Печерской Лавры меж противоборствующими сторонами на Банковой. Все то, что мы наблюдаем в одной из когда-то наиболее стабильных стран пост-советского пространства, несет в себе явственные признаки социально-религиозной лихорадки, заразившей целые регионы от Туниса, до самых до окраин.
Благодаря этому события на Украине приобрели такой же лакомый миром репортеров привкус как Иран, Косово, Венесуэла и далее по текущему списку.
     Наблюдение во многом банальное, но с приснопамятной даты 11 сентября наш ежедневный информационный поток в чем-то напоминает хронику блуждающих землетрясений, в прямом смысле не менее чем переносном. Ирак — Фукусима, Ливия — Нью-Орлеан, цунами в Индонезии — бои правительственных войск в Алеппо, и, пожалуй, смело можно сказать, что со всеми политическими и природными катаклизмами, текущее развитие планеты протекает меж Этной и Везувием.

     В подобных условиях важность и актуальность астанинского форума становится все более очевидной. Астана прямым образом приобретает характер некоей точки равновесия, места баланса сил, в котором противоречия можно превратить в диалог избежав стадии конфликта. Сейчас в этом мире затронуты далеко не внешние формы, а сама тектоника социально-государственной платформы стала текучей и зыбкой не в одной стране и не на одном континенте. Кто знает, возможно наступил именно тот момент, когда именно человечность, заложенная во всех мировых религиях, должна диктовать свои условия политике. Межрелигиозный диалог и согласие оказались именно той насущной формой внутренней и внешней политики государств, которой невозможно пренебречь в современных условиях.

     Первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий был проведен в Астане 23 сентября 2003 года. На нем были подняты проблемы, связанные с выявлением причин конфликтов на религиозной почве, на необходимости совершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу, умении учиться на традициях других народов. Это позволило сделать решительный шаг на пути укрепления согласия и установления конструктивного диалога между цивилизациями, конфессиями, странами и народами.
     Тематика последующих съездов отвечала возрастающему напряжению нашей эпохи и поднятые вопросы, такие как принципы межрелигиозного диалога и роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве, были поиском действительно актуальных решений цивилизационных проблем в полном смысле этих слов. Слоган прошедшего в мае 2012 года IV Съезда «Мир и согласие как выбор человечества» явился реальной антитезой набирающим обороты конфликтам нашего десятилетия.
     Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении перед участниками Съезда отметил, что съезды в немалой степени способствовали тому, что мир не сорвался в пропасть «столкновения цивилизаций».
Напомним, что тема предстоящего в сентябре этого года Съезда в Астане звучит так: "Религия и устойчивое развитие". Судя по текущей новостной ленте, для многих и многих государств это звучит прекраснейшей мечтой, так и не явленной пока в живой реальности.
Но сам наш мир устроен так, что в начале всегда есть и будет - Слово.



Артур Локи                                10.03.2014

Яндекс.Метрика