20 декабря 2019
Выступление Главы государства Казахстана К.-Ж. Токаева на втором заседании Национального совета общественного доверия
г. Нур-Султан, Дворец Независимости

Уважаемые члены Национального совета!

Сегодня мы собираемся на второе заседание Совета.
За это время была проделана большая работа.
Есть конкретные результаты.
Мы сразу же приложили свои усилия, чтобы работать эффективно и слаженно.
В связи с этим я поручил государственному аппарату оказывать максимальную поддержку работе Национального совета. Администрация президента также принимает непосредственное участие в этом.
Секретариат Национального совета отчитывается передо мной.
В то же время, я думаю, никто не сомневается, что власти заинтересованы в диалоге и реформах.
Я встретил многих из вас лично.
Мы тщательно рассмотрели ваши предложения и инициативы и обменялись мнениями по ряду актуальных вопросов. В ходе работы члены Национального совета обсудили и обсудили наиболее важные вопросы.
Тем временем мы должны указать на ряд общих проблем по ряду вопросов.
Я думаю, что это является большим стимулом для укрепления демократии и повышения доверия общественности к правительству.
Наш опыт высоко оценен международными организациями.
Многие приняли его как пример ответственного и конструктивного диалога.
Самое главное, что Национальный совет доказал, что он может оправдать доверие общества.
В этом есть еще один важный аспект.
Мы строим новую политическую культуру посредством конструктивного диалога.
В результате на первый план выходят такие ценности, как плюрализм и альтернативное мышление, конструктивная позиция и ответственность.Мы преодолеваем боязнь альтернативной точки зрения. Власть не считает, что несогласие – это деструктив, общественно опасное явление.
Таким образом, моя формула «разные мнения – единая нация» нашла свое прямое воплощение в Национальном совете общественного доверия.
Это не просто лозунг или идея, а уже реальное действие.
На первом заседании в повестку Национального совета был внесен большой спектр вопросов.
Все предложения и инициативы были взяты в работу. Запущены соответствующие механизмы и процедуры. Работа продолжается. Уже сейчас имеются очень важные вопросы, по которым мы пришли к единому мнению.
На основе консолидированных решений подготовлен первый пакет реформ. Он будет представлен сегодня на втором заседании Национального совета.
По каждой высказанной членами НСОД инициативе определены исполнители из числа ответственных структур с четкими сроками исполнения.
В то же время в ходе обсуждения было получено немалое количество новых предложений от членов Национального совета, по которым были серьезные дискуссии на уровне моей Администрации и Правительства.
Считаю, что только путем подобных обсуждений мы имеем возможность прийти к оптимально положительному результату. Здесь важно пресечь возможное лоббирование чьих-либо интересов.
Наша первостепенная задача – это выработка системных, долгосрочных, эффективных мер по актуальным экономическим и политическим вопросам страны.

Я объявил концепцию «Слышащего государства». Вы это хорошо знаете.
В своей деятельности мы должны руководствоваться, прежде всего, нуждами и потребностями простых граждан.
Нет никого и ничего выше, чем интересы людей.
Национальный совет был создан, прежде всего, как платформа для общественного диалога и доверия.
Мы должны оправдать это доверие.
Конечно, невозможно решить все проблемы, которые волновали граждан в течение нескольких месяцев.
Однако мы сделали некоторые шаги вперед и приняли немедленные решения.
Работа ведется систематически.
Мы не замедляемся.
Одним из актуальных вопросов является Земля и ее рациональное использование.
В недавней поездке в Акмолинскую область я обратил внимание на неэффективное использование сельскохозяйственных угодий. В этом отношении моя позиция тверда: только тот, кто может овладеть землей, достоин владеть ею.
Вместе с тем, на практике определить нерационально используемые земли крайне сложно. Поэтому в таком чувствительном вопросе, как право на землепользование, мы не могли принимать поспешных решений.
В то же время в сфере государственного контроля за использованием сельскохозяйственных земель давно назрела острая необходимость внедрения современных методов контроля на основе новейших технологий.
Широкая общественность, в том числе члены Национальной комиссии, отмечали необходимость перехода на космический мониторинг для выявления и изъятия неиспользуемых и нерационально используемых земель.
В октябре я подписал Закон по вопросам регулирования агропромышленного комплекса, предусматривающий проведение дистанционного зондирования земель.
Твердая законодательная основа – это первый шаг. Теперь необходимо проработать возможность использования космических снимков в качестве основания для расторжения договора землепользования с минимизацией контакта проверяемых и инспекторов.
По моему поручению Министерство сельского хозяйства разработало соответствующий приказ.
Вместе с тем, данная работа проводится с учетом всех рисков, в частности, новизны технологии, недостатка информации о качестве земли, актуальности баз данных и так далее.

Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством цифрового развития следует закончить все подготовительные работы и провести пилотный проект по космомониторингу земли в ряде областей до 1 мая 2020 года.
Кроме того, мы должны принять иные меры по усилению контроля за рациональным использованием земли. Считаю, что необходимо увеличить базовые налоговые ставки за неиспользуемые земельные участки с 10 до 20 раз.
Требуется также обеспечить сокращение срока неиспользования сельхозземель для принудительного изъятия с текущих двух лет до одного года.
В то же время важно учитывать действенные и эффективные механизмы судебного взыскания земель.
К сожалению, есть разные способы принять участие в потере права выкупа, когда земля не застроена.
В этой ситуации земля никому не останется пустой.
Правительству следует незамедлительно принять соответствующие правовые акты и принять меры по внедрению в оборот экономического оборота вакансий.
Разногласия относительно будущего государства не могут быть допущены.
Мы можем вносить позитивные изменения только благодаря общему согласию и конструктивным действиям правительства и общества.
Давайте не будем забывать это.
Великий Абай сказал: «... Единство - это единство разума».
Это означает, что солидарность и интеграция откроют путь к всеобщему процветанию.
Поэтому я призываю граждан нашей страны и представителей разных обществ работать вместе.
Следующий вопрос – вопрос подотчетности и открытости государственных структур.
И, прежде всего, рациональность и прозрачность расходуемых бюджетных средств.
Высший орган финансового надзора – Счетный комитет на системной основе ведет большую и значимую работу по выявлению финансовых нарушений, неэффективного использования бюджетных средств.
Однако до сих пор результаты его работы не были достоянием широкой общественности.
Поэтому мною принято решение, что начиная с января следующего года Счетный комитет начнет публикацию основных результатов своих аудиторских мероприятий по проверяемым госорганам и организациям.
Далее. Следует обеспечить повышение эффективности и дальнейшей оптимизации квазигосударственного сектора.
Я поддержал идею ввести в составы Советов директоров социально-значимых предприятий квазигосударственного сектора представителей гражданского общества.
По итогам обсуждения с членами Совета Правительством подготовлено решение касательно участия общественников в этой работе.
Они касаются перечня предприятий, статуса общественных деятелей, процедуры отбора кандидатур и так далее.
Правительству предстоит провести все необходимые процедуры отбора и внести кандидатуры на согласование до 1 марта 2020 года.
Кроме того, в дополнение к моему поручению в рамках Послания о сокращении количества предприятий квазигоссектора, а также их зачастую раздутых штатов, необходима работа по снижению экономической вовлеченности действующих госпредприятий в конкурентные рынки.
Это должно быть реализовано через сокращение разрешенных уставных видов деятельности госпредприятий.
Правительством уже предлагается сократить более 100 видов деятельности госпредприятий, это около 30% от действующего перечня.
Вместе с тем, считаю, что необходимо продолжить работу в данном направлении, то есть сократить перечень более значительно, особенно в крупных городах, где конкурентная среда наиболее развита. Правительство должно внести предложения по этому вопросу до 1 апреля 2020 года.
Далее. В своих программных выступлениях, а также в ходе региональных поездок я говорил о недопустимости дискриминации наших граждан со стороны иностранных работодателей. Вы также поднимали этот вопрос.
Поэтому по моему поручению в прошлом месяце была произведена проверка на предмет соблюдения трудового и миграционного законодательства на предприятиях, привлекающих иностранную рабочую силу.
За это время проинспектировано 95 компаний, выявлено 930 фактов нарушений.
Среди них значительную часть составили нарушения касательно выполнения иностранными сотрудниками работы, не соответствующей выданному разрешению, и расхождения полученного образования с занимаемой должностью.
На основе анализа ситуации, проверок компетентных органов и с учетом предложений членов Совета Министерством труда и социальной защиты населения подготовлен ряд изменений.
Во-первых, будет значительно сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2020 год. Сокращение составит около 40% – с 49 тысяч в 2019 году до 29 тысяч в 2020 году.
Во-вторых, все предприятия численностью более 250 человек, привлекающие более 30 иностранных работников, будут охвачены регулярными проверками.
Теперь Минтруд сможет оперативно реагировать на любые нарушения, в том числе диспропорции в оплате труда, социально-бытовых условиях и так далее, не позволяя проблемам накапливаться из года в год.
В-третьих, будут пересмотрены Правила установления квоты на иностранную рабочую силу и Правила выдачи разрешений. Будет предусмотрено сокращение иностранного персонала по 4-ой категории (рабочие специальности), а также ужесточены требования по местному содержанию в кадрах.
В связи с этим Правительству необходимо принять дальнейшие меры по обеспечению трудовой деятельности иностранными гражданами в строгом соответствии с действующим законодательством.
С целью реализации моей предвыборной платформы в качестве пилота в городах Нур-Султан и Алматы был запущен проект «бюджета народного участия».
Принимая во внимание высокую общественную значимость данного начинания, подобная практика с 2020 года будет введена в 55 административных единицах.
В частности, во всех районах городов республиканского значения и столицы, а также в 35 городах областного значения.
В части обеспечения большей вовлеченности граждан в рассмотрение бюджетов центральных органов, Министерство финансов совместно с членами Национального совета создало Рабочую группу по выработке предложений для изменения формата проекта «Гражданский бюджет».
Граждане страны имеют право получать достоверную информацию о распределении бюджетных средств.
Подобный принцип транспарентности должен затронуть все виды финансовых операций, проводимых на территории государства. Нам следует объективно понимать полную картину внешних источников финансирования и заимствования.
Требуется также прекратить спекуляции на предмет чрезмерной задолженности нашей страны перед внешними кредиторами.
В этой связи до 1 апреля 2020 года министерства национальной экономики, финансов и Национальный банк должны разработать Единый реестр внешнего долга в виде оцифрованной базы данных.
Следующий вопрос - волатильность национальной валюты.
Это то, что беспокоит наших предпринимателей и наших граждан.
По моему поручению Национальный банк разработал механизмы повышения прозрачности политики обменного курса и тем самым повышения доверия к ней со стороны общественности.
С 1 января 2020 года Национальный банк должен ежемесячно и ежеквартально объявлять курсы валютных переводов Национального фонда на валютном рынке.
Курс обмена также будет опубликован.
Стратегия денежно-кредитной политики будет принята.
Как указано в моем Послании, микро и малый бизнес освобождены от подоходного налога на срок до 3 лет.

Мораторий на их проверку был объявлен на тот же период.
Несмотря на меры, принятые государством, теневая экономика не была преодолена.
Есть много способов, которыми мошенники могут попытаться похитить деньги.
На самом деле, мы не можем эффективно бороться с этим.
Компетентные органы часто не принимают надлежащих мер.
В результате пострадают и невинные предприниматели.
А настоящие организаторы будут нести ответственность.
Поэтому необходимо не только усилить меры по борьбе с незаконным оборотом, но и сделать новые шаги.
Члены совета предложили нанять представителей бизнеса.
Было указано, что необходимо предоставить эффективных партнеров для оценки и оценки их потенциальных партнеров.
В связи с этим Правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей создаст открытую интегрированную базу данных по субъектам бизнеса.
В результате каждый предприниматель сможет провести проверку своего контрагента.
Наполнение базы данных и классификация предприятий должна проводиться на основе информации налоговых, таможенных, правоохранительных органов.
В ней будут отображаться задолженность по налогам, наличие административных правонарушений и так далее.
В случае, если бизнесмен провел проверку контрагента по данной базе, и он не оказался в так называемой «красной зоне», сделка с данным контрагентом не может быть предметом уголовного преследования до начисления налогов и штрафов.
Если же, согласно базе данных контрагент оказался в «красной зоне» и бизнесмен все равно решил иметь дело с ним, он должен понимать все последствия такого решения.
Это и есть принцип должной осмотрительности.
Данные инициативы должны быть четко отражены в Налоговом кодексе и других законодательных актах.
Следующим шагом должен стать перевод оплаты за крупные транзакции исключительно в безналичный наблюдаемый формат.
Сегодня с развитием банковских технологий добропорядочному гражданину или бизнесу наличные деньги нужны в небольшом количестве.
В то же время доля теневой экономики на рынках недвижимости и реализации автотранспорта составляет около 3 триллионов тенге. Необходимо навести порядок.
Правительству и Нацбанку следует подготовить пакет законодательных поправок, обеспечивающих внедрение безналичного расчета при первичной реализации жилья и автотранспортных средств.
Конечно же, в нем необходимо предусмотреть особенности нашего территориального развития, прежде всего в сельской местности.
Еще одной актуальной повесткой общества остается качество предоставляемых цифровых услуг.
Несмотря на то, что мы создавали специальные базы данных, закупали дорогостоящие информационные системы, у нас до сих пор в первую очередь требуются документы на бумажном носителе.
Приведу только один пример. Каждый третий гражданин страны управляет транспортным средством, и все водители носят с собой и удостоверение личности, и водительское удостоверение, и технический паспорт, и путевой лист, и еще разного рода документы.
За то, что человек забыл документы дома, наказываем. Только по таким фактам за 11 месяцев наказали около 80 тысяч граждан.
Правительство обязано в ближайшее время разобраться с этой проблемой, при необходимости внести изменения в законодательные акты.
По блоку социальных реформ по-прежнему актуальным остается вопрос введения адресной социальной помощи многодетным семьям.
Перед Правительством стоит четкая задача обеспечить прозрачную и справедливую адресную помощь, прежде всего нуждающимся детям, в том числе из многодетных семей.
Государство должно помогать только тем, кто нуждается.
В этой связи, было принято во внимание предложение общественности и членов Совета не учитывать доходы семьи при выплате в новом формате социальной помощи многодетным семьям.
Действительно, норма об учете индивидуальных доходов сложна в администрировании, влечет негативные социальные последствия (разводы, фиктивные увольнения, забой скота и т.д.) и нередко подвержена коррупции.
Поддержано также предложение касательно обеспечения детей из социально уязвимых слоев населения пакетом гарантированной социальной помощи.
Правительством проделана большая работа, выработаны новые подходы. Подготовлен соответствующий законопроект.
Таким образом, многодетные семьи будут получать государственную поддержку вне зависимости от доходов, а исключительно исходя из количества детей в семье.
Новое государственное пособие многодетным семьям предлагается установить в дифференцированных размерах, кратных к МРП, от 42,5 до 74 тысяч тенге.
Кроме того, детям из малообеспеченных семей будет положен гарантированный социальный пакет.
Дети дошкольного возраста будут обеспечиваться продуктовыми наборами и другими средствами первой необходимости.
Школьники будут получать бесплатное горячее питание в школах, ежедневный бесплатный проезд в школу и обратно, а также школьную форму и учебные принадлежности.
Все это за счет государства.
Таким образом, в существующие механизмы адресной социальной помощи будут внесены существенные изменения.
Когда уделяется большее внимание новым способам стимулирования труда, злоупотребление адресной социальной помощью сводится к минимуму.
В то же время я считаю необходимым усилить всестороннюю социальную и патронажную поддержку детям, оставшимся без попечения родителей.
Основные требования к образованию, занятости и жилью должны быть понятны каждому.
В решении этой проблемы участвуют представители бизнеса и государственных компаний в Восточно-Казахстанской и Актюбинской областях.
Этот опыт следует распространить на другие регионы.
Также необходимо ввести эффективную систему поддержки людей с ограниченными возможностями.
По данным Министерства труда и социальной защиты, только 25 процентов из 106 тысяч инвалидов трудоустроены.
Работодатели должны установить специальные квоты для набора людей с ограниченными возможностями. Я поручаю правительству следить за выполнением этой задачи.
В случае невыполнения, следует рассмотреть вопрос о компенсации.
Центры занятости и социальной реабилитации должны действовать во всех регионах.
Нет таких центров в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской и Западно-Казахстанской областях, а также в городах Нур-Султан и Шымкент.
Это большой недостаток, поэтому я предлагаю вам открыть такие центры.
Эта работа может быть выполнена через партнерство государственной и частной собственности.
Я также предлагаю рассмотреть возможность оказания реабилитационной помощи работающим за счет средств Государственного фонда социального страхования.
Еще одним важным моментом является модернизация пенсионной системы.
Не прекращаются споры касательно обязанности работодателя платить 5% пенсионных взносов.
Ожидается, что это начнется 1 января 2020 года, но до сих пор не имеет точек соприкосновения.
Поэтому срок введения обязательных пенсионных взносов работодателями был отложен (к 2023 году).
Я не буду останавливаться на этом подробно.
Этот вопрос, как и многие другие предложения членов Национального совета в социально-экономической сфере, уже реализуется в контексте Послания Президента.

Хотел бы также высказаться по вопросу перехода на латиницу. Тем более, этот вопрос поднимался на заседании Национального совета.
Спешки в этом вопросе допускать нельзя. Требуется тщательно, выверенно, всесторонне проанализировать и проработать все аспекты внедрения нового алфавита.
Предложенные три варианта латиницы оказались несовершенными. Поэтому нужен поистине научный подход к этой проблеме, которую упрощать нельзя.
Речь не идет о простом переложении кириллицы на латиницу, нужна реформа казахского языка, его модернизация.
Ждем авторитетного мнения наших ученых. Еще раз заявляю, что мы реформируем именно казахский язык.
В таком судьбоносном для нации вопросе кампанейщина, легковесность недопустимы!

Конкретная работа ведется по вопросам, поднятым в ходе личных встреч.
В большинстве случаев было принято положительное решение, и все они находились под контролем Секретариата Национального совета.
Помимо социальной работы, вопросы реформирования и модернизации политической системы также представляют интерес для многих.
Власти заинтересованы в конструктивном диалоге по этому вопросу.
В связи с этим, помимо предложений членов Национального совета, мы выступаем с новыми инициативами со стороны государства.
Мы надеемся, что мы придем к общему мнению, обсудив все предложения.
Прежде всего, реформы должны быть шагом к устойчивому развитию, а не паникой.
Наряду с важнейшими вопросами повышения качества жизни казахстанцев и усиления социальной политики мы делаем серьезный шаг в области реформирования действующей политической системы.
Некоторые эксперты высказывали мнение, что данная проблематика, мол, уйдет на второй план.
Но мы проявили волю к достижению конкретных результатов в этой крайне чувствительной сфере.
Первый пакет политических инициатив был усилен со стороны именно государства.
Таким образом, ни у кого не должно быть сомнений в необходимости политической модернизации, о чем я говорил в Послании. При этом реформы должны, конечно, содействовать стабильному развитию нашей страны, а не приводить к потрясениям.
Мы обязаны усиливать созидательную основу политического процесса, чтобы плюрализм стал важным элементом повышения экономического благосостояния и человеческого капитала.
Поэтому очень важно найти наиболее разумный путь, так называемую «золотую середину», которая обеспечит поступательное развитие нашего государства. Это, в конце концов, требование всего народа.
Исходя из этого, проработан первый пакет политических инициатив. Он состоит из следующих мер.
Во-первых, следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции.
Митинги допустимы, если они не нарушают закон, не нарушают общественный порядок и не мешают покою граждан.
Это моя принципиальная позиция.
Вы ее знаете, мы будем ее закреплять законодательно.
Пришло время для того, чтобы прививать общественному сознанию культуру митингов. И обществу, и государству пора адекватно относиться к публичному выражению позиции. Это неизбежность, и лучше к ней прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно.
Но надо понимать, что митинги – это не только право, но и ответственность.
В своем Послании в сентябре я уже говорил о необходимости совершенствования законодательства о митингах.
Сегодня на заседании Национального совета хочу сказать, что в рамках исполнения Плана по реализации президентского Послания разработан проект Закона о мирных собраниях.
В нем будут четко определены все формы мирных собраний, установлена компетенция маслихатов по определению специализированных мест, а также такие понятия, как статус организатора, участника и наблюдателя, их права и обязанности.
Речь идет не просто об изменениях в действующий закон, а о концептуально новом законе, который регламентирует вопросы организации и проведения всех форм мирных собраний.
Правительству следует внести проект закона на рассмотрение Парламента.
Во-вторых, сократить количество регистрационных барьеров, необходимых для создания политических партий.
В настоящее время для регистрации политической партии должно быть не менее 40 000 членов.
Этот стандарт существует уже давно и отвечает требованиям прошлого.
Теперь, в новом политическом контексте, мы должны адекватно реагировать на требования граждан, с другой - на потенциальные риски.
Наше общество достигло нового рубежа в партийном строительстве.
Поэтому я предлагаю вдвое сократить минимальное количество членов партии до 20 000. Это существенное изменение. Это предоставляет дополнительные возможности для повышения гражданской активности. В общем, мы должны постепенно менять партийное и избирательное законодательство.
В-третьих, в избирательных партийных списках необходимо предусмотреть обязательную 30%-ную квоту для женщин и молодежи. Мы должны стимулировать активный приход женщин в политику, особенно в законотворческий процесс.
Точно так же мы должны способствовать приходу в Парламент и в местные представительные органы молодежи, о чем убедительно сказал Елбасы на недавнем совещании с активистами партии «Nur Otan».
Они готовы более активно участвовать в общественно-политических процессах. Для молодежи мы должны создавать не только социальные, но и общественно-политические лифты, чтобы передать эстафету Независимости новым поколениям просвещенных патриотов.

Данная норма обяжет политические партии более активно работать с разными социальными группами и учитывать их интересы в своей деятельности.
В-четвертых, нам нужен институт парламентской оппозиции.
Мы должны понимать, что альтернативные взгляды и взгляды являются основными предпосылками новой публичной парадигмы. В последние годы все больше и больше активных граждан были вовлечены в решение ряда социально-экономических проблем. Мы пришли к выводу, что альтернативное мнение и общественное обсуждение не являются источником застоя, а, наоборот,являются одним из основных требований развития.
Таким образом, основы политического меньшинства в парламенте должны быть легализованы.
Для этого необходимо дополнить Закон о парламенте правилами, гарантирующими политическое меньшинство.
Например, необходимо создать условия, чтобы представители других партий могли занимать посты председателей некоторых комитетов в парламенте.
Это позволит обеспечить последовательную работу альтернативной службы в законодательной ветви власти.
По всем этим инициативам Правительству совместно с Администрацией Президента предстоит подготовить и внести в Парламент соответствующие предложения и законопроекты.
Настало также время для решения вопросов, которые активно поднимались нашими правозащитниками.
Министерству иностранных дел поручается начать процедуру присоединения ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Мы также сумели достичь разумного компромисса по статье 174 Уголовного кодекса.
Предлагается гуманизировать данную статью – внести изменения в существующую редакцию, более корректно ее изложить. Например, отказаться от формулировки «возбуждение» и использовать вместо нее более точное юридическое понятие «разжигание».
Такая формулировка позволит четко зафиксировать более справедливое применение данной статьи и снимет основные вопросы по ней.
Помимо этого был подготовлен специальный законопроект, направленный на смягчение финансовых ограничений в отношении лиц, отбывших уголовное наказание по данной статье и имеющих положительное заключение правоохранительных органов. В частности, предусмотрены нормы по исключению этих лиц из перечня, ограничивающего права по распоряжению финансами и имуществом.
Кроме того, предлагается позволить им получать минимальный размер ежемесячной заработной платы в расчете на каждого члена семьи и разрешить открывать и вести банковские счета.
Еще один важный вопрос, который давно обсуждается и вызывает жаркие дискуссии в обществе, это статья 130 Уголовного кодекса о клевете.
На первом заседании Национального совета тоже поднимался этот вопрос. Предлагалось декриминализировать данную статью. Однако оказалось, что есть и серьезные контраргументы.
Некоторые общественники, даже правозащитники выступают за сохранение этой нормы в Уголовном кодексе, так как речь идет о защите прав человека, сохранении его чести и достоинства.
В свою очередь, ряд государственных органов предлагает внести изменения только в первую часть статьи 130.
Отмечу, что только по вопросу об изменении статьи 130 Уголовного кодекса было организовано несколько рабочих обсуждений с участием членов Национального совета и представителей государственных органов. Последнее из них проведено буквально накануне нашего заседания.
На примере дискуссии по данной норме можно видеть, насколько сложно зачастую найти единое решение. Ведь необходимо учесть все моменты – правовые, гуманитарные, этические и международные стандарты.
По итогам анализа всех позиций и нюансов данного вопроса мною принято решение декриминализировать статью 130 Уголовного кодекса и перевести ее в Административный кодекс.
При этом нужно сохранить высокую меру ответственности, чтобы гарантировать права других граждан и защитить их от клеветнических измышлений и нападок.

Уважаемые участники заседания!

Демократия это огромная ответственность и власти, и граждан.
Демократия должна служить развитию и созиданию, а не разобщенности и развалу.
Запрос на дальнейшие политические преобразования в обществе есть, мы это знаем.
В своей работе мы будем исходить из высших целей развития. Популизму здесь просто не должно быть места.
Национальный общественный совет доверия должен чувствовать ответственность народа и оправдывать ожидания страны.
Мы должны понимать, что реформы - это не только реформы.
Нам нужно тщательно обдумывать новые инициативы и добиваться реальных результатов. Это очень важно Основная цель реформ - придать новый импульс нашему развитию.
Казахстанский патриотизм – это проявление общности интересов, общности судьбы, готовность трудиться, творить во имя процветания нашей Родины.
Казахстанцы призваны осуществить историческую миссию – на своем примере показать, как нужно и можно путем созидательного диалога власти и народа преодолеть любые преграды.
Мы должны сформировать повестку дня в интересах абсолютного большинства граждан.
Мы сильны своим единством.
В то же время единство опирается на многообразие мнений. Известный тезис ООН «Единство в многообразии». Эта концепция очень актуальна применительно к нашей стране.

Власти готовы к любым позитивным изменениям, которые пойдут на пользу будущему нашего государства. Национальный совет должен играть ключевую роль в такой работе.
Как видите, здесь открыто обсуждаются самые важные и сложные вопросы, связанные с судьбой страны и ее земель. Проблемные вопросы, поднятые на встрече, по-прежнему горячо обсуждаются в обществе.
Все это наглядно демонстрирует рост политической и правовой культуры нашего народа.
Но проблема не только в политике.
Многое зависит от простых ценностей, которые мы придерживаемся в нашей жизни, в нашей семье, в нашей повседневной жизни.
На самом деле люди сегодня устали от стресса и агрессии, которые их окружают.
Поэтому мы должны взращивать добро и культивировать позитивные намерения.
Доброта, милосердие и благодать должны быть движущими силами устойчивого развития и духовного прогресса.
Таким образом, мы можем построить справедливое общество и цивилизованное государство.
Я убежден, что нашими целями будет единый народ, мир и согласие.
Желаю успехов в работе.

Спасибо вам всем!