Встреча министра иностранных дел РК Ерлана Идрисова с украинскими журналистами

В начале встречи министр иностранных дел Ерлан Идрисов дал общую панораму главных приоритетов и инициатив Казахстана на международной арене, взаимодействия по СНГ в рамках Таможенного Союза и перспектив ЕЭС, а также сотрудничества с Украиной по данным вопросам.

                     - Казахстан не "выпекает" инициативы каждый день. Они разделяются как по кругу задач, так и по приоритетности. Естественно, Казахстан завоевал уважение и авторитет в области ядерного разоружения, это наша главная инициатива с первых дней независимости, долгосрочная и глобальная цель Казахстана.
Мы продолжаем работать во всех региональных и международных начинаниях в области нераспространения и сокращения ядерных вооружений, в первую очередь по продвижению резолюции по всеобщему ядерному разоружению. Это одна из самых непростых проблем на сегодня.

                     - Несомненен авторитет Казахстана в области диалога цивилизаций, в продвижении культуры межэтнической и межрелигиозной толерантности. Главным достижением в этой области стал Съезд мировых и традиционных религий, инициированный нами в 2003 году и проводимый каждые три года. Эта инициатива была встречена с определенным скептицизмом и тем не менее, в этом году уже проведен 4-й Съезд, а в следующем году мы будем отмечать его десятилетие.
                     Мы уверенны в полезности этой инициативы особенно в нынешнее время, с постоянно возрастающей опасностью экстремизма и религиозной нетерпимости.
                     Площадка Съезда уже стала признанной, участники приезжают сюда работать с конкретными мыслями и идеями по продвижению толерантности как основы взаимного существования.

                     - Что касается вопроса Совещания по взаимодействию и мерам доверии в Азии.
Практически сразу после приобретения Казахстаном независимости, в сентябре 1992 года наш Президент первый раз принял участие в сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выступив с рядом инициатив. В том числе и с крупной инициативой по СВМДА, что тогда прозвучало как нечто необычное и незнакомое от неизвестного еще государства. Теперь по прошествии 20 лет она стала серьезным политическим фактором региона.

                     Главный ее смысл это создание инструментов и механизмов доверия в Азии, крупнейшем регионе с высокой степенью неоднородности и огромным разнообразием политических, экономических и культурных тенденций. Азия полна конфликтным потенциалом, поэтому наш лидер задался вопросом, почему всем вместе не начать диалог о построении общего дома в Азии на принципах безопасности, находя точки взаимного соприкосновения.

Поэтому центральным движением в рамках комплекса СВМДА является создание комплекса мер доверия не только в военно-политической области, но также в экономической, экологической и культурно-гуманитарной областях. И буквально после второго саммита СВМДА такой комплекс был сформирован.

                     - Несмотря на недоверие к молодому государству, мы упорно двигались в этом направлении, обсуждая эту инициативу в ООН и на других площадках. Проводили у себя мероприятия на различных уровнях, приглашали министров, экспертов. И после 10 лет наших трудов сформировалось более устоявшееся видение СВМДА. Выстроилась более менее состоятельная система, был создан международный секретариат, он находиться в Казахстане, мы сами его финансируем. Сейчас председательство в этой организации взяла на себя Турция, по 2014 год включительно, и было принято согласованное решение, что следующим председателем станет Китай, а это уже очень качественное изменение.
Инициатива СВМДА пошла. Она уже разрослась и стоит вопрос о переводе ее на платформу «организация». Будет образовываться Организация СВМДА и решение об этом будут принимать страны-участники.

                      - Следующим блоком я бы выдвинул наши инициативы в рамках Организации исламского сотрудничества. Это крупнейшая региональная организация, куда входит более 50 стран, объединяющая исламские государства, все географии мира. Приняв председательство, мы сконцентрировались на модернизации и развитии диалога Запад- Исламский мир. Мы видели, что есть много недопонимания, что появился такой опасный феномен на Западе, как исламофобия.
Наше председательство прошло на очень результативной основе. Оно кстати было уникальным, продлившись полтора года, вместо положенного одного и кроме того выпало на период "арабской весны". Поэтому нам приходилось на сессиях и заседаниях так вести диалог, что бы он был разумным и сбалансированным, без ухода в чисто эмоциональную сторону.
Мы способствовали подъему средств для поддержки наименее развитых стран исламского мира. Мы внесли идею создания Фонда продовольственной безопасности в рамках ОИС, что уже сейчас практически будет реализовываться в виде агро-индустриального фонда в рамках организации.
И главное, что я хотел бы подчеркнуть, именно на нашей министерской встрече в Астане в 2011 году Организация поменяла название с нашей подачи с ОИК(Организация Исламская конференция) на ОИС(Организация Исламского сотрудничества). То есть, теперь в названии организации отображена сама идея партнерства и сотрудничества, что бы в мире ее знали как организацию, которая выступает за модернизацию, за развитие. Когда в октябре в Джибути проходило заседании министров иностранных дел, где мы передавали свое председательство, то по оценках многих членов организации, именно оно было результативным и прошло на самом высоком уровне.

                     Теперь я бы выделил наши региональные инициативы. Казахстан славится своим упорным и последовательным продвижением идеи объединения и интеграции на нашем пространстве. Мы сыграли не последнюю роль в создании СНГ, Декларация по созданию СНГ была подписана именно в Алма-Ате. Казахстан родоначальник идей евразийства, что еще в 90-х годах это прозвучало на лекции нашего Президента в МГУ. Это во многом созвучно с идеями евразийства Гумилева, неслучайно наш университет в Астане называется Евразийским университетом и носит его имя.

Мы изначально выдвигали идеи интеграционного объединения на культурных и экономических основах в Центральной Азии. Мы в одном регионе, нас сближает вековые традиции культурного, экономического и политического взаимодействия, отсюда естественное стремление к объединению.
И эти далеко идущие интеграционные инициативы находят свое воплощение в виде Таможенного Союза и Единого экономического пространства, это одно из важнейших направлений нашей внешней политики.

                     - Я бы еще выделил Шанхайскую организацию, история которой восходит к усилиям по решению пограничных вопросов. Тогда Шанхайская пятерка выглядела так - китайцы с одной стороны, а с другой четыре государства бывшего СССР – Казахстан, Россия, Киргизстан и Таджикистан, имеющие общую границу с Китаем. В рамках этой организации продолжались переговоры, которые велись по пограничным вопросам еще между СССР и Китаем. Мы были первыми, кто завершил переговоры с Китаем, на основе чего и стало возможным объединение.
                     В рамках "Шанхайской пятерки" мы договорились отодвинуть вооруженные силы от границ, начали приглашать друг друга на военные учение. То есть сначала воплотили военные меры доверия в рамках организации, а потом мы сказали – давайте будем говорить о других вещах, об экономическом сотрудничестве, о культурном взаимодействии. О совместных усилиях по борьбе с угрозами безопасности, терроризме, экстремизме и так далее. Таким образом была создана основа для нынешней ШОС. Сейчас она состоит из шести государств, и к ней проявляют все больший интерес другие государства. Есть государства-наблюдатели, есть государства - ассоциированные члены, таким образом это уже охватывает более 10 стран, там и Индия и Пакистан, и Монголия и Иран в качестве наблюдателей, Беларусь является ассоциированым членом ШОС. Украина пока не изъявила твердо выраженного намерения.

                     Формат организации уже устоялся. Как региональной, стремящейся развивать партнерство между государствами-членами, принадлежащих к одному региону, в политической области, в вопросах безопасности естественно, и в культурно-гуманитарной сфере. Это направления по которым уже ведется конкретная работа. Есть рамочные документы, которые фиксируют принципы взаимодействия в этих сферах, и конкретные планы развития мероприятий в каждом конкретном направлении. То есть это уже ставшая на ноги организация и, как мы считаем, очень важное начинание, обеспечивающее механизмы безопасности в разных измерениях в нашем регионе.

                     - ОБСЕ – это тоже одна из граней наших международных инициатив. Казахстан стал первым государством постсоветского пространства, первым не-классическим европейским государством, первым азиатским государством, ставшим во главе этой организации. Это был прорыв. Воспринята наша заявка была также с большим скепсисом. Были разные сомнения и географического и политического, демократического свойства. Но мы через все это прошли. Мы доказали нашу состоятельность. И последняя встреча министров иностранных дел после Астанинского саммита говорит о том, что оценка нашего председательства была самой высокой. Не только потому что мы провели саммит ОБСЕ, до нас его не было 11 лет по политическим причинам.
Казахстан сумел выработать консенсус и полноценный саммит ОБСЕ состоялся в Астане в самое неудобное, с точки зрения климатических условий время, в начале декабря. Но тем не менее, приехали многие лидеры государств, приехали главы МИД, и согласовав, приняли документ – Астанинскую декларацию. Это большой прорыв сам по себе.
                      Мы собрали саммит, и через сложнейшие переговоры, через взаимные уступки и желание найти компромисс, вышли на те догмы Астанинской декларации, которые еще до сих пор служат отправной точкой для движение ОБСЕ вперед.
Мы пришли в ОБСЕ с четырьмя лозунгами, четырьмя приоритетами, так называемыми четыре Т – толерантность, традиции, транспарантность, траст (доверие). И мы считаем, что этот лозунг и сегодня справедлив и востребован.

                     Одним из приоритетов деятельности МИД Казахстана является дальнейшая активизация сотрудничества в рамках Таможенного Союза, ЕЭП и СНГ. Как строиться работа по углублению этих региональных интеграционных процессов?

                      - Сама география и история предопределили, чтобы мы тесно взаимодействовали и снимали ненужные преграды на пути нашего сотрудничества, пути взаимодействия наших народов.
Потому мы очень рады, что эти идеи начали предметно воплощаться в рамках Таможенного Союза. ТС – уже реально существующая вещь, в рамках которого действует единственная система таможенных тарифов, единая таможенная политика. Это пространство, на котором обеспечивается свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы.
                     Следующим шагом стало Единое экономическое пространство, как более продвинутая форма экономического взаимодействия. Конечной целью, как мы считаем, к 2015 году постараться выйти на создание единого Евразийского экономического союза. Такой примерный алгоритм действий: от Таможенного Союза к ЕЭП, и от него - Евразийскому экономическому союзу.
                     Мы делаем акцент на экономической составляющей, это основа всего. Не будет экономического успеха, не будет и реального экономического партнерства. Не будет реального экономического партнерства – тогда будет очень сложно говорить о других формах интеграции. Все другие институты будут базироваться на экономической платформе. Поэтому мы как раз и делаем на этом упор. Сейчас и идет конкретная работа, усилия в рамках ТС способствует тому, что торговля внутри между странами ТС увеличилась в разы, потому что были сняты многие барьеры, которые этому раньше препятствовали.
                     Сейчас идет работа по выстраиванию всего алгоритма по созданию Евразийского экономического союза. С 1 января этого года действует 17 соглашений, которые формируют Единое экономическое пространство. Это касается торговой политики, таможенной политики, производственных вопросов, транспортной политики. Предстоит еще заключить около 50 соглашений, которые создадут костяк и основу будущего Евразийского экономического союза. Естественно, это очень непростой процесс, который затрагивает законодательства каждого государства – России, Беларуси, Казахстана. Важно не только принять эти соглашения, но что бы они заработали реально, что бы у всех контрагентов в РФ, РК, Беларуси было одинаковое понимание, как эти соглашения действуют. Так будет формироваться общая культура экономического взаимодействия.
                     Я думаю, что в будущем мы будем активно продвигать наши усилия в рамках стремлений к Евразийскому экономическом союзу.

                     И вот тут – какую роль РК отводит Украине в этих интеграционных процессах?

                      - Мы отводим большую роль Украине потому, что считаем, опять же географически, Украина устремлена в наше пространство. У нее масса экономических интересов и в ТС и в ЕЭП и в будущем ЕЭС. Понятно, что у Украины география более широкая. Мы знаем и с уважением относимся к европейским устремлениям Украины. Мы считаем, что есть возможности для сбалансированного взаимодействия Украины в этих двух направлениях.
                     Россия, Беларусь особенно, это естественные рынки для Украины. Такими же подобными естественными рынками для нее являются Польша, Румыния и другие страны Восточно-Центральной Европы. Поэтому я думаю, что сейчас правительство Украины и занимается изучением и глубоким анализом всех преимуществ, всех возможностей, которые отрываются для Украины по всем векторам.
                     Двусторонних проблем с Украиной никаких нет, это очень важный рынок для нас. Объем торговли между Казахстаном и Украиной достаточно высокий, он уже перевалил за 4 млрд долларов. В тяжелые годы кризиса торговля упала, но сейчас идет стабильный подъем торговли, есть возможности.
                     Я думаю, что Украина держит все двери отрытыми потому, что как я сказал, география Украины такова, что по всем азимутам у нее есть потенциал, возможности. Поэтому ТС и пространство будущего Евразийского экономического союза – это одна из больших возможностей Украины. Думаю, эта дверь никогда не будет закрыта.
                     Политически будем приветствовать и членство Украины в наших интеграционных объединениях. Но мы с уважением относимся к ее собственным приоритетам.

                     Возвращаясь к вопросу успешного председательствования Казахстана в ОБСЕ.
Украина председательствует в следующем году, были ли контакты с украинской стороной? Имеет ли намерение Украина продолжить инициативы начатые Казахстаном
?

                      Конечно, мы очень рады, что Украины перехватила нашу эстафету председательства в ОБСЕ. Я имел возможность лично поздравить в своем выступлении на Дублинской встрече министров иностранных дел, своего коллегу Константина Ивановича Грищенко, с этим очень важным шагом Украины. Я думаю, что Киев сполна понимает политическую ответственность этого шага, своей инициативы. Естественно желаем самого плодотворного, самого результативного председательствования Украины. Мы считаем, что с ее мощным политическим и экономическим потенциалом, Украина должна сыграть очень позитивную роль в ОБСЕ в рамках своего председательствования.
Официальный Киев воспринял наш призыв прилагать усилия для продвижения идей Астанинской декларации в своем председательстве. Это очень хорошее начинание и мы естественно будем объединять усилия для того, что бы это реализовывать на практике.

                     Как известно дипломатия не представляется без экономики. И один из главных приоритетов МИД РК – экономическая дипломатия. Какая работа ведется в этом направлении и в частности с Украиной?

                      - Да, экономическая дипломатия – это сейчас новый востребованный тренд внешней политики в любом государстве. Потому что внешняя политика не существует в отрыве от жизни. Она основана на реальной жизни, а та свое очередь зиждется на экономических основах. В особенности для РК, который находится в очень интересном географическом положении - мы не имеем выхода к морям. Мы самое большое государство в мире, не имеющее выхода к морю.
                     Поэтому мы всегда будем биться за географическое пространство, за выходы на рынки.
На экономические условия развития Казахстана всегда откладывает отпечаток этот географический аспект. Мы находимся рядом с крупными государствами – это Россия и Китай.
У них собственные тренды в развитии и мы этот момент должны учитывать в нашем развитии. С тем, что бы грамотно и сбалансировано скоординировать наши интересы с интересам наших соседей.
Если так разобраться, то в основе всех больших начинаний во внешней политике всегда лежит экономика. Поэтому естественно ,что все государства сейчас говорят об экономизациии внешней политики. Об этом говорят и в США, и в Россия, и , я думаю, на Украине.

                     Поэтому, каждое из наших государств, особенно родившееся из недр СССР, пытается найти свою новую, абсолютно эффективную экономическую нишу. И роль внешней политики в нахождении этой ниши огромная.
Из нашего анализа мы, например, понимаем, что нам нам бессмысленно пытаться конкурировать например, с Японией в создании высокоточных технологий, создании автомобилей, или бытовой техники. Мы знаем, что у нас есть другие сильные стороны.
Например, сильный горно-металлургический комплекс, энергетический комплекс, урановая промышленность, у нас есть потенциал для химической промышленности. Огромный потенциал в сельском хозяйстве. Кроме того, являясь огромным замкнутым пространством мы хотим превратить его в богатство, потому что это огромное транзитное пространство, мост между Европой и Азией. Между ними идут колоссальные потоки товаров – 500 млрд. долларов торгового обмена и являясь транзитным государством, мы хотим сделать так, что бы мы получали дивиденды от своего потенциала. На этом мы должны концентрироваться.

                     Да, мы производим много нефти и газа. Наш президент говорит, давайте жить так, как будто у нас нет ни грамма нефти, давай строить нашу экономику так, как будто у нас нет ресурсов. Нам надо строить современную технологию, основанную не на ресурсах. А на услугах, на инновациях и модернизации, вот наш главный приоритет. И сейчас задача внешней политики – найти именно таких партнеров, которые бы обеспечили реализацию именно этих приоритетов. Украина одна из них.
Украина имеет мощный индустриальный потенциал, заложенный еще во времена СССР.
У вас же сейчас стоит задача модернизации этого потенциала и в рамках этой задачи мы находим темы для взаимодействия. Украина всегда была житницей СРСР. У нее огромный сельскохозяйственный потенциал, по производству оборудования, переработки сельскохозяйственной продукции. В этом мы взаимодействуем и сотрудничаем.
Или возьмем космос.
В Украине большой научный и практический потенциал в космической сфере. Мы же являемся местом, где находится самая передовая комическая гавань всего мира. Поэтому мы говорим о сотрудничестве в этой сфере, на новых условиях, на рыночных, экономических основах. Востребованность космоса растет с каждым днем, поэтому мы развиваем свой космический потенциал и эта сфера взаимодействия с Украиной имеет огромное значение. Следовательно мы говорим не только о двустороннем взаимодействии, что само по себе важно, но с подключением, допустим, наших европейских партнеров. То есть поле для взаимодействия очень широкое.

                     - У нас у в Казахстане про-активное правительство с точки зрения создания благоприятных условиях для ведения бизнеса. С самых первых дней президент создал Совет иностранных инвесторов, уникальный институт, без мировых аналогов. Он встречался регулярно с руководителями крупных иностранных компаний и приглашал естественно членов кабинета-министров РК.
Через диалог между министрами и инвесторами под руководством президента находились общие точки соприкосновения. Такой же институт более предметного и прагматического плана у нас существует у премьер-министра, где проходят ежемесячные встречи с иностранным бизнесом с участием дипломатов посольств зарубежных стран.
Мы работаем с ассоциациями бизнеса, стараемся услышать, что они хотят и какую поддержку они хотят получит от нас. С каждой страной мы стараемся наладить вот такой предметный и прагматический диалог взаимодействия.
Украина одна их них. Потому что Украина это 46 млн населения, это огромный рынок, огромный индустриальный, аграрный потенциал и научный потенциал.
Поэтому Украина всегда будет нашим партнером.

 



       Дом Дружбы Алматы-Одесса Яндекс.Метрика